Обучение стандартным диалогам может протекать следующим
образом:
Учитель подбирает диалоги-образцы, характерные для
той или иной ситуации, темы. Например, для темы «Поездка на поезде» характерны ситуации
бронирования билетов, ожидания прибытия поезда, размещения в купе, и т.д. Во
всех данных ситуациях может возникнуть потребность получить определенную
информацию, а значит, и завести диалог. Найти подобные диалоги сейчас не
составляет труда. Существует достаточно много учебной литературы, содержащей
стандартные диалоги. Ученики сначала должны
познакомиться (проговаривая хором и индивидуально) с новыми словами, речевыми клише, стандартными
фразами, которые характерны данным ситуациям. Если необходимо, учитель
комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной
ситуации. Затем учитель сам читает диалог или проигрывает его запись. После прочтения диалога ученики отвечают на
вопросы по диалогу, совершают необходимые трансформации и т.д. потом ученики
учатся быстро реагировать на определенные реплики. После ученики разыгрывают
учебные диалоги близко к тексту или учат диалог-образец наизусть. В конце
учитель формулирует установку для творческих диалогов по теме, а ученики
составляют собственные диалоги, основываясь на диалоге-образце и других
знакомых речевых клише и в соответствии с установкой учителя.
На более продвинутом уровне учеников нужно интенсивнее
обучать свободным диалогам. Для этого нужно обращать внимание на следующее:
1)
Умение ученика задавать вопросы. Здесь речь идет
и о грамматически правильном оформлении вопросительного предложения, и о
содержательном наполнении вопроса. Содержательно ценный, интересный вопрос
подразумевает такой же ответ, что является основой хорошего, интересного
диалога.
2)
Использование различных реплик реагирования,
вводных структур и клишированных выражений. Здесь на помощь могут прийти
стандартные диалоги, разговорники и справочники по стандартным фразам.
Как известно свободные диалоги – это беседы,
дискуссии, интервью, творческие игры. Чтобы получить, например, хорошую
дискуссию нужно учесть следующее. Задать открытый, проблемный, творческий
вопрос. Вопрос должен быть по какой-либо реальной жизненной проблеме, так чтобы
ученики смогли опереться на свой жизненный опыт, знания, так чтобы тема была им
не безразлична. Учить учащихся думать самостоятельно, спорить и задавать
вопросы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий